Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) основывается на информационной базе, содержащей данные об объеме поступлений налогов и сборов по уровням бюджетной системы, видам налогов, отраслям, крупнейшим налогоплательщикам, задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в разрезе видов налогов, отраслей в целом по Российской Федерации (субъекту Российской Федерации), данные о налоговой базе основных видов налогов, о результатах реструктуризации задолженности в федеральный бюджет по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, об итогах работы по принудительному взысканию задолженности и другие, с использованием различных статистических показателей, позволяющих полнее раскрыть суть исследуемого вопроса.
Информационной базой служит налоговая отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты анализа налоговых поступлений невозможно обойтись без соответствующих статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной статистической отчетности.
Налоговая отчетность, на базе которой будет осуществляться анализ налоговых поступлений, состоит из данных месячной, квартальной и годовой отчетности, утвержденной МНС России, и включает в себя следующие формы:
- форма № 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и
других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» (месячная);
- форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и
бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);
- форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам
в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых
санкций и пеней» (месячная);
* форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);
* форма № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов» (квартальная);
* форма № 7-НП «Отчет по крупнейшим налогоплательщикам
(месячная);
* и другие формы отчетности МНС России.
Результаты анализа могут быть оформлены в виде аналитической записки,которая должна иметь следующую структуру:
- Экономическая ситуация в регионе.
- Характеристика налогоплательщиков. В этом разделе отражаются
данные об изменении числа налогоплательщиков (юридических
и физических лиц), анализируется количество налогоплательщиков,
уклоняющихся от постановки на учет, меры и результаты по их розыску.
Приводятся сведения о ведении Единого государственного реестра
юридических лиц.
- Поступление налогов и сборов.
- Выполнение задания по мобилизации налогов и сборов, контролируемых
МНС России, в федеральный бюджет.
- Задолженность.
- Предложения по увеличению собираемости налогов.
К аналитической записке должны быть приложены аналитические таблицы с основными данными, использованными при ее подготовке, а именно:
- Динамика ВВП (ВРП), в том числе объемов произведенной продукции
по отраслям.
- Динамика количества убыточных предприятий и сумма убытка по ним.
- Динамика дебиторской и кредиторской задолженности в целом
по региону и по основным отраслям.
- Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет, в
федеральный бюджет и бюджет территории (динамика по месяцам текущего
года, в сравнении с поступлениями предыдущего года, с расчетом
доли поступлений в федеральный бюджет и бюджет территории в
консолидированном бюджете).
- Структура поступлений по видам налогов и сборов.
- Уровень выполнения задания по мобилизации контролируемых
налогов и сборов в федеральный бюджет (в динамике по месяцам, по
видам налогов, по УМНС России или инспекциям).
- Структура задолженности по видам налогов и сборов.
- Задолженность по налоговым платежам (динамика по состоянию
на 1-е число каждого месяца текущего года, темп роста с начала года,
прирост задолженности за месяц).
В течение последних лет проблема неплатежей, а следовательно, рост задолженности по налогам и сборам, была и остается одной из наиболее острых. Несмотря на отдельные временные победы, задолженность по налогам продолжает расти. И это делает анализ задолженности основной компонентой всего анализа поступления налогов и сборов.
Показатели действующей налоговой отчетности позволяют определить размеры увеличения задолженности как в абсолютном, так и в относительном выражении.
В форме № 4-НМ. Анализируется состояние задолженности на отчетную дату, определяется ее изменение по сравнению с началом отчетного года (а не с объемом задолженности на соответствующую дату предыдущего года, поскольку показатель задолженности формируется нарастающим итогом) в абсолютном и относительном выражении (путем деления объема задолженности на отчетную дату на ее объем на начало года, и результат умножается на 100%). Следует обратить внимание на следующее. Если задолженность снижается, т. е. объем задолженности на отчетную дату ниже, чем на начало года, то определять темп снижения задолженности обратным путем, т. е. делением задолженности на начало года на объем задолженности на отчетную дату нельзя, поскольку это (на несколько процентных пунктов) искажает искомую величину.
Далее рассматривается изменение задолженности в течение отчетного периода, определяются месяцы, в каких задолженность росла и в каких снижалась. Приводятся данные прироста (снижения) задолженности в абсолютном и относительном выражении. Определяется, на какую дату произошло изменение в динамике, и анализируются причины этого.
Если рост задолженности вызван в основном за счет недоимки, то это свидетельствует об общем ухудшении положения: либо за счет влияния общеэкономических факторов: рост (уменьшение) числа убыточных (прибыльных), увеличение (уменьшение) размеров убытка (прибыли), либо вследствие ухудшения работы налоговых органов по сбору налогов.
При анализе результатов работы налоговых органов, направленной на взыскание недоимки и сокращение объемов задолженности, необходимо в первую очередь охарактеризовать мероприятия по реструктуризации задолженности и действия по принудительному взысканию недоимки.
При анализе принудительных мер, применяемых налоговыми органами (направление требований по уплате, выставление инкассовых поручений, арест имущества и др.), следует определить отдельно эффективность каждой из них, сравнить и выявить наиболее эффективную (рассматривается число направленных требований (инкассовых поручений) принятых постановлений, сумма и количество средств, полученных в погашение задолженности, объем неисполненных поручений).
Анализ данных налоговой отчетности свидетельствует о том, что наиболее эффективной мерой является направление требований об уплате налогов и сборов. Результативность же некоторых других мер порой оценивается несколькими процентами.
Затем рассчитывается общая сумма налоговых платежей, поступивших в погашение задолженности в отчетном периоде. Определяется и ее доля в общих поступлениях налогов и сборов.
Эффективной мерой снижения задолженности оказалось проведение ее реструктуризации, что позволило налоговым органам в 2001 году впервые за несколько лет добиться значительных успехов.
Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и основывается на социально-экономическом прогнозировании развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:
- фоновый уровень поступлений;
- сезонную составляющую их изменений;
* событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);
* остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.
Наиболее простым является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Этот метод основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализе тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.
При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимых условиях. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.
Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, который исходит из экспертных расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов.
Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. Региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
При планировании поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.
Важнейшее условие качественного перспективного планирования — это достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода (месяца, квартала, полугодия, года), что в свою очередь требует использования сопоставимых фактических данных.
Налоговое планирование (прогнозирование) делится на текущее и перспективное. К текущему планированию относится оперативное и краткосрочное планирование сроком на 1 — 1,5 года. Планирование на среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 10 лет) периоды относится к перспективному.
|